|
Модель инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями в условиях средней образовательной школы стала своего рода экспериментом в лице моего сына Сережи Голубицкого ученика 5А класса.
Ребенка с особенностями развития легче отдать в интернат. И, как правило, среднее образование для детей с ограниченными возможностями как передвижения, так и психологическими, осуществляется в специализированных школах и интернатах.
В последнее время государство начало внедрять программу интегрированного обучения. По этой программе особые дети имеют право обучаться со здоровыми детьми. Но в действительности, не все школы готовы принять таких детей. Не хватает специализированных приспособлений, пандусов, лифтов, и учителя не все способны обучать таких детей.
Выбор школы для моего сына был несложным — новый микрорайон, школа находится рядом с домом и условия для передвижения инвалидной коляски есть. Въезд на первый этаж оборудован пандусом, есть специальный туалет для въезда коляски и возможность посетить столовую. В 2010 году мы стали обучаться в новой школе №2049.
Мой сын Сережа - ребенок с ограниченными возможностями и передвигается в моем сопровождении на инвалидной коляске. При поддержке управления окружного образования ребенку было рекомендовано обучение в массовой школе, и я была оформлена в штат школы, чтобы неотлучно и полноценно сопровождать ребенка. Сережа по окончании 4 -х классов школы №59 им. Н.В. Гоголя, где он обучался, был переведен в школу №2049 по причине переезда на новое место жительства. Диагноз сына: «Миодистрофия Дюшенна», заболевание, при котором интеллект сохранен, но двигательные функции организма ослаблены и состояние его изменяется, медленно прогрессируя. До 4 го класса Сережа передвигался самостоятельно, но к пятому классу сын сел в инвалидную коляску.
Татьяна Николаевна Силантьева - директор школы и администрация, строительная организация Главмосстрой обеспечили школу специализированным устройством — ступенькоходом. Это передвижное гусеничное устройство мне необходимо было освоить, чтобы соблюдать технику безопасности при передвижении. Коляска закрепляется к устройству, и таким образом можно, хоть и медленно но передвигаться по лестничным маршам.
Важнее всего то, что ребенок посещал все уроки с ребятами, классные часы и торжественные мероприятия. Замечательно, что Сережа посещал классные уроки, в актовом зале практически все мероприятия. Совместно с классом мы посетили музей техники Вадима Задорожного, посмотрели музыкальный спектакль «Сказки о главном», приняли участие в проведении праздника «Масленица», посмотрели школьный концерт ко Дню Победы 9 мая, прослушали видеоурок посвященный православному празднику Пасхи, отметили 25 мая последний звонок.
В течении учебного года мы проводили совместные классные часы, где я, как мама Сережи рассказала о том, чем занималась до работы в школе. 25 января - Сережин день рождения. Весь класс и несколько ребят из параллельного класса пришли к Сереже в гости. Вместе ребята поздравили Сережу, подарили подарок, потом погуляли на улице. День рождения Сережи стал замечательным событием как в его жизни, несомненно, и в жизни ребят тоже.
Первые 2 месяца Сережа обучался в кабинете на индивидуальном обучении, ступенькоход был не готов к использованию. Это дало возможность ребенку обучаться индивидуально. После Нового Года Сережа стал посещать класс совместно с одноклассниками и начал полноценное обучение.
Думаю, что одна из ошибок родителей ребенка с ограниченными возможностями та, что они лишают ребенка общению со сверстниками, полагая что за ребенком не будет должного ухода и поддержки. Важная воспитательную роль принадлежит классному руководителю класса, где обучается ребенок с особыми потребностями. Ирина Павловна Джепко, классный руководитель Сережи провела замечательную воспитательную работу с ребятами из класса. Она посетила наш дом с классом еще осенью, когда мы планировали начать обучение в классе. Дома ребята с удовольствием общались, летом приходили и спрашивали, когда Сережа вернется в Москву после дачного отдыха.
При социализме в прошлом веке такие дети не вписывались в стандарт идеального общества. Стремление к цивилизации всем предоставляет возможности реализовать себя в новом качестве и порой кардинально меняет жизнь. Если ребенок с особыми потребностями учится в коллективе здоровых детей, это позитивно влияет как на особого ребенка(он быстрее развивается, ему будет легче стать полноценным членом общества), так и на других детей, которые становятся терпимее и добрее.
Сложный ребенок требует индивидуального сопровождения, но возможно, как мне кажется, создать также инклюзивный класс с малым количеством детей со специально обученным воспитателем или педагогом.
Совместное обучение ребенка на инвалидной коляске со здоровыми детьми не должно быть подвигом родителей и детей. Это — нормальная и цивилизованная возможность обучения ребенка в естественной среде.
Семьи с особыми детьми должны иметь возможность выбора, как и где будет обучаться их ребенок, в специализированной школе, в обычной или дистанционно. Любая школа может и должна дать всем без исключения детям позитивную адаптацию и социализацию.
|
Голубицкая С.П. |
|
|